Все родители уверены, что дети для них всегда будут самыми лучшими. Зато образ родителей не так постоянен в глазах ребенка. На разных этапах своего взросления дети по разному воспринимают родителей
Мы всегда и везде вместе — 0-2 года
Для грудного малыша мир и он сам это единое целое, ребенок не отделяет от мира себя и тем более от мамы. Объясняется это тем, что у новорожденных нет чувства собственного «я», даже границ своего тела они не ощущают. Все меняется к концу первого года жизни ребенка, с началом первого возрастного кризиса. Непростой период родителей ждет: ребенок ни секунды не желает провести без мамы, осваивает новые пространства, пробует свои силы, умений правда пока не хватает. Малыш удивлен: планы мамы очень часто не совпадают с его собственными, родители не прибегают на первый крик, и еще ругаются и говорят «нельзя».
Что в этот период делать родителям?
Расстраиваться из-за такого поведения не стоит. Такое поведение малыша показывает только, что он не допускает даже мысли, что мама может не хотеть того, чего хочет ребенок. В тоже время этот период слияния уникален и совсем не долго продлится. За это время ребенок начинает понимать, что его окружают любящие люди, сформирует базовое к миру доверие, это поможет ему правильно развиваться и обрести постепенно самостоятельность.
Я сам — 2-4 года
Восприятие на третьем году жизни малыша кардинально меняется. Ребенок начинает постепенно понимать: он отдельная от других личность со своими желаниями, и порой они не всегда совпадают с желаниями близких людей. Наступление этого важного момента определить легко: до 2-2,5 лет малыш говорит о себе в третьем лице: «Смотри, это Яник», а затем в его разговоре появляется слово «Я». Дальше нарастает «яканье»с пугающей родителей быстротой: «Я не буду», «Я хочу», «Я сам» — и так до окончания кризиса трех лет. Кризис — всегда противоречие, и в данном случае ребенок оказывается между своим сильным порыве к независимости и восприятием родителей как эталона, как самых идеальных в мире людей. Вера в любящих и защищающих взрослых открывает ребенку возможность для подражания, обучение в этом возрасте именно на подражании строится. Через желание общаться с взрослыми развивает речь ребенка: жестов уже не хватает, а рассказать хочется много.
Что делать родителям?
Где только возможно поддерживайте стремление малыша к самостоятельности. Но не стоит думать, что ребенок теперь может долгое время без вас обходиться и вы можете заняться своими делами. Малыш конечно может играть сам, но недолго и с вами рядом. Наблюдение за деятельностью взрослых дает ему идеи для игр и подражания.
Я как папа — 4-7 лет
У подросшего ребенка основная потребность — «быть как взрослый». Но возможности малыша ограничены естественным образом, и это противоречие между потребностью и возможностью приводит к бурному развитию сюжетно-ролевой игры — девочки и мальчики играют во «взрослых» часами. Семейный быт, конфликты, любовь — все, что в семье происходит, ребенок через себя пропускает и проигрывает. Постепенно он начинает понимать, что родители не идеальны. Важно и то, что дошкольники постарше имеют большой опыт взаимодействия с чужими взрослыми. Даже если детский сад не посещает, он общается с родственниками,, с руководителями кружков, развивающих центров, секций. В сознании ребенка другие взрослые могут даже конкурировать с родителями.
Что родителям делать?
Очень важно личностное общение для старших дошкольников с родителями. Рассказывайте о себе ребенку, какими вы были в детстве, о вашей семье, наблюдайте, что ему интересно и обсуждайте это с ребенком. Забирая ребенка из садика, интересуйтесь, что кушал, как он спал, как у него с друзьями складываются отношения. В этом возрасте дети выбирают моделью поведения родителей своего пола — мальчики — папу, девочки — маму. Поэтому избитая фраза о том, что воспитывать надо собственным положительным примером, тут очень актуальна.. Конечно безупречным быть ни кто не может, но контролировать свои слова, поведение. Если малыш увидел неблаговидный поступок близкого, не молчите, объясните происшедшее. Для ребенка важно знать, что родитель в чем-то компетентен, поэтому покажите как вы на лыжах например катаетесь или гвозди забиваете., чаще включайте малыша в свою деятельность.
Мир такой большой — 7-11 лет
Младший школьный возраст- последний, когда ребенок все готов простить взрослому любимому человеку. Но родительскому авторитету придется потесниться, влияние школы выходит на первый план.В жизни ребенка появляется — учитель, и если воспитатель — это временный заместитель мамы, то учитель — представитель общества и ребенок понимает, что у него теперь новый статус, важная обязанность — учиться. Это несет с собой сомнения и тревогу, ребенок может волноваться по поводу своих способностей и умений. Одобрения родителей порой бывает недостаточно, необходимы новые, объективные критерии успеха. Но это не значит, что малыш отдаляется от родителей. Именно родители своим вниманием и заботливым отношением помогут справится со стрессом, вызванным новой жизненной ситуацией. У ребенка может появится страх за близких — ведь он начинает понимать, что в жизни случается всякое.
Что делать родителям?
Ревновать к школьной жизни и к учительнице. Даже если ребенок приводят ее слова в качестве главного и последнего аргумента, это вполне нормально, так ребенок осваивает новый и сложный мир. Он не стал вас любить меньше, просто ваши взаимоотношения перешли на новый уровень. Помогите ребенку научится выражать свои чувства — это поможет ему разобраться лучше в себе и стать более открытым.
Бунт 12-16 лет
Многие знают, что подростки активно отделяются от родителей. Этап этот непростой, но он необходим для здорового процесса взросления ребенка. И от родителей зависит к чему приведет подростковый кризис.
Сверстники становятся самым интересным и важным в жизни подростков. Благодаря отношениями с ними ребенок учится строить отношения и дружить с разными людьми, определяет основы своего мировоззрения и пытается разобраться кто он. Для подростка мнение друзей оказывается более значимым и весомым.
Отношение к родителям базируется теперь на сомнениях и критике: правильно ли старшее поколение живет, чувствует ли счастливым себя, какие ошибки совершает.
И тем не менее подростки нуждаются в поддержке родителей и ждут ее. Им важно восхищаться и гордиться родителями. Даже если признаков восхищения внешне не заметны, помните все ваши успехи, таланты и умения внимательно отмечаются.
Что делать родителям?
В поведении подростков все противоречия необходимо принять как данность: до он одновременно хочет поддержки , и при этом не хочет, чтобы «лезли в душу», требует личного пространства и обижается, что вы не интересуетесь его делами. Тут надо искать золотую середину в отношениях: они должны меняться, но и ребенок продолжает нуждаться в правилах и границах. Поменяйте общение на темы (поведение, беспорядок в комнате, оценки в школе) , на обсуждение фильмом, досуга, настроение и планов ребенка. Уважительные и дружелюбные взаимоотношения гораздо эффективнее любых воспитательных методов. Необходимо помнить, что подростки реагируют не на содержание требования, а на форму его предъявления, ценные указания и приказы свысока в этом возрасте неуместны. Доверяйте своему ребенку и помогите ответить на главные вопросы — «кто я?», «зачем я пришел в этот мир?». Ребенку необходима ваша поддержка в этом нелегком для всей семьи периоде.
Комментарии